Случайное изображение

Математика 2

Доклад на расширенном заседании Экспертного Совета города Москвы по инновационной деятельности в образовании 24.02.2011

Страница для печати

США, Евросоюз и Китай соревнуются сегодня на основе и принципах связности компетенций, осваиваемых технологий и знаний.

Инновационную связность компетенций, технологий и знаний обеспечивают определённые модели образования. Новые инициативы в области инженерно-технологического образования в США «поверх технологий», анализ скорости оборота знаний в образовании Евросоюза, борьба за качество образования в Китае демонстрируют успех этих стран в инновационно-стратегической гонке.

Интеграция знаний, технологий и компетенций и определяет создаваемую стоимость, выражающуюся в деньгах. Не деньги определяют создаваемую стоимость, они лишь позволяют её считать. Если образование не встроено в пазл связей с наукой и инновационной промышленностью, мы получаем лишних, невостребованных людей, с надуваемыми как флюс знаниями, которых непонятно, где и как использовать, либо людей антисоциальных, ненавидящих власть и правительство, и готовых разнести вдребезги существующий социальный порядок.

Инновационное образование в США сегодня начинается с дошкольного и младшего школьного возраста. Чувствительность ребёнка к изменениям и обучение его организовывать изменения может вызываться и поддерживаться только в неформальной коммуникации с педагогом, сверстниками и другими взрослыми. На место школы как обезличенного казенного дома, как пишут американцы, должна прийти живая и вибрирующая детско-взрослая общность, чувствительная не только к словам (иногда произносимым в сторону и шепотом), но и настройке сознания ребёнка.

Возможно, кому-то это покажется странным, но в России всё это уже есть в системе инновационного образования. То, к чему США и Евросоюз ещё только приступают, в России реализовано, причём не в виде слома и разрушения советского образования, давшего миру спутник, но в виде надстройки над ним, в виде его развития. Не случайно Обама во время одного из своих последних выступлений в Конгрессе сказал, что в США пришёл «момент спутника» – новой инновационной мобилизации. Мы готовили эффект «момента спутника» в Московском инновационном образовании.

1. Мы знаем, как конкретно практически за 5 лет построить Новую Общенародную Российскую Школу, включающего учащегося в процессы инновации и модернизации. Мы знаем, как переформатировать школу, превратив её из казённого учреждения в детско-взрослую образовательную общность. Создано и успешно используется педагогами и детьми новое содержание образования, когда всех детей учат мыслить, понимать и коммуницировать, действовать, используя и осваивая знания в разных областях. Это мыследеятельностное содержание не превращается в набор затверженных пустых заскорузлых алгоритмов и норм поведения, а является формой и способом освоения и использования различных знаний. В случае мыследеятельностного содержания деятельность не «болтается» в воздухе, не затверживается в виде каких-то правил, но восстанавливается по смыслу дела в ситуации и является работой со знаниями, а также знаками, задачами, проблемами, ситуацией, смыслами. Такое одновременное освоение способностей мышления, коммуникации, понимания, действия и знания, проблем, задач называется нами метапредметом. Над предметным конкретным знанием надстраивается деятельность, при помощи которой отслеживаются условия его происхождения и употребления.

Задача заключается не в том, чтобы заменить старые советские «плохие» школьные учебные предметы небольшим числом метапредметов, а в том, чтобы научить любого педагога строить учебный метапредметный курс. Этой работе педагога должны учить в вузе, и мы знаем, как его этому научить.

Новые способы учения и обучения, деятельности педагога и учащегося, когда они совместно исследуют, проектируют, конструируют, управляют, уже есть, уже созданы в виде живых образцов работы в инновационных сетях московского образования. Все школы Москвы, все школы России могут стать инновационными, осваивающими новые образцы работы, мыследеятельностное содержание образования. Содержательной становится сама форма работы учащихся, педагогов, сам способ деятельности.

В настоящий момент инновационной деятельностью охвачена 1000 школ, за 5 пять следующих лет все школы Москвы и многие школы России могут стать инновационными. Более того, дополнительным предметом изучения в инновационных школах будут инновационные модели мировой и российской экономики. Мы знаем, как создать и построить Новую Общенародную Российскую школу в каждом образовательном учреждении, в котором разнообразие и единые принципы не исключают друг друга, но образуют единство. Для этого образовательные учреждения могут во взаимодействии с учителями, родителями, учениками, жителями микрорайона, бизнес-сообществом, общественными группами, средствами массовой информации быть переформатированы. В результате этого переформатирования на месте казённого учреждения появится детско-взрослая образовательная общность.

Если любого ребёнка научить мыслить, понимать, самоопределяться и действовать при продвижении в освоении конкретных проблем и задач, он всегда найдёт себе место в постоянно меняющемся социуме и рыночной экономике. Надо открыть для ребёнка интеллектуальный универсум, раскрыть возможности освоения исторической памяти наших народов, инициировать его волю.

2. Но инновационное школьное развивающее образование жизненно необходимо только во взаимосвязях с инновационной промышленностью и практико-ориентированной наукой, открывающей новые физические принципы и эффекты, создающей новые технологии, а также стратегиями развития сфер практики. При этом целые отрасли практик могут «схлопываться» и исчезать в результате освоения новых технологий, а на их месте будут появляться новые индустрии, кластеры и сферы занятости. Поэтому мыследеятельностное образование востребовано только во взаимодействии с профессиональным образованием и программами развития существующих отраслей экономики, проектированием новых отраслей и кластеров вместе с представителями фундаментальной практико-ориентированной науки и инновационной промышленности.

3. Обсуждение и конкретное проектирование будущего лежит в основе воспитания. Воспитание – это и освоение системы ценностей, и воспитание вкуса. Человек, который сегодня, сейчас готовит себя к будущему и проживает это будущее, заинтересован в восстановлении своих корней, истории своего народа и страны. Именно проектное сознание и историческая память являются основой самосознания, способного культивировать образование и взращивать у каждой живой личности ответственность за свою жизнь, судьбу и страну.

Образование необходимо для того, чтобы поднимать интеллектуальный уровень нации, чтобы не дать возможности манипулировать сознанием. Мы же живём в период резкой деинтеллектуализации, деградационного тренда, и этот тренд вместе с «глупым» неинтеллектуальным телевидением, потерей интереса к чтению серьёзных книг, понижением культуры дискуссии и, наоборот, культивированием инстинктов толпы и насилия может остановить развитие образования, его гуманитарных технологий.

Многие считают, что развитие образования следует обсуждать после выборов. Это ошибка. Развитие образования необходимо обсуждать сейчас и всегда. И пока процесс разрушения российского образования ещё можно остановить, надо действовать.

Александр Лазарев

Большая благодарность тем, кто снимал, готовил и выкладывал в интеренете, перевел запись в письменный вид, разместил на сайте 1314.ру для нашего ознакомления. Спасибо.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Human test by NotCaptcha for Drupal

Поиск

Случайное видео

Это мы продолжаем великое дело поэтов,
Пробивая гранит мы к познаниям идём.
У коварных у муз ищем верных ответов,
И наверное скоро и в правду найдём.

Это нам дали крылья коварные синие птицы,
Потихоньку желая наш род извести.
Дали волю летать чтоб однажды разбиться,
Но мы тут надолго, так что, Аида, прости.

Это для нас, созданы лунные ночи
Капли росы  и сияющий утренний луч.
Это мы дарим радость и что было мочи,
Пробиваем путь к солнцу сквозь тысячу туч.

Это мы, знаем друг друга не зная,